Образ монашества в русской литературе

Очередная встреча  в клубе любителей культуры была посвящена теме монашества в литературе.

В русской классической литературе на протяжении многих десятилетий инок как персонаж художественного произведения оставался явлением исключительным. Почему Гоголь, глубоко верующий человек, не создал образа монаха, христианский писатель Лесков  уход в монастырь объяснял  бегством от жизни, Толстой усматривал причину потери  веры в самом монастырском существовании; и только в творчестве Достоевского  впервые в русской прозе монашество предстало как духовный центр мира.

Образу монашества в русской литературе была посвящена очередная встреча в образовательном центре в клубе любителей культуры.

Ведущая Ольга Стрелкова предложила для беседы  со слушателями  несколько известных классических произведений, персонажи  которых  покидают мир и уходят  в монастырь,  стремясь к тишине и  уединенной молитве. В диалоге  с гостем клуба иеромонахом Иосифом (Романовым)  были обсуждены герои произведений Тургенева «Дворянское гнездо», Лескова «Очарованный странник», Достоевского «Братья Карамазовы», Толстого «Отец Сергий», рассказ Чехова «Архиерей».

В ходе беседы отец Иосиф ответил на вопросы, касающиеся сути монастырской жизни.  Существует ли призвание к монашеству? Как становятся монахами? Всегда ли спасение в монастыре? Или монашество – это определенная ступень для достижения церковных высот?

Интересный разговор об образе иноков  в русской прозе  сопровождался фрагментами из фильмов, экранизаций  классических произведений.

Следующая литературная встреча в клубе любителей культуры, которая состоится в ноябре, будет посвящена  исторической драме Пушкина «Борис Годунов».