Литературные беседы в Покровском образовательном центре начались с «Божественной комедии» Данте Алигьери

Даже те, кто никогда не читал великое художественное произведение Средневековья, знает, что оно о загробном мире. Почему ведущие клуба любителей культуры священник Аркадий Махсумов и Ольга Стрелкова решили обратиться   к «Божественной комедии», написанной семь столетий назад католическим поэтом?

ВИДЕО 

«Это слишком великое произведение, чтобы пройти мимо него, так и не узнав, о чем писал великий итальянец. Образованный человек не можем не знать Шекспира, Сервантеса, Пушкина, Достоевского, а Данте – одна из главных фигур в мировой культуре, — отметила ведущая во вступительном слове. —  Данте не был открывателем темы загробных странствий по кругам ада, и до него поэты отправляли своих героев в царство теней.   Но никогда такой мощной фантазии, наложенной на широчайшие энциклопедические знания, такого продуманного во всех деталях описания адских мытарств и мучений мировая литература не знала».

Диалог авторов литературных программ начался с жизнеописания поэта, страстного патриота, изгнанного в период политических распрей из  любимой Флоренции. Свое великое творение, состоящее из трех частей – «Ад», «Чистилище» и «Рай», —   Данте сочинял в скитаниях и посвятил главному труду всей своей жизни 14 лет.

«Величайшая поэма Данте, возникшая на рубеже двух эпох – Средневековья и Возрождения, — вобрала в себя все представления  современного Данте мира о загробной жизни и воплотила их в живописных поэтических строках, покоряющих выразительными образами, мелодикой стиха,  жгучей страстностью,  любовью и ненавистью   самого поэта», — подчеркнула своеобразие гениального произведения Ольга Стрелкова.

Задача ведущих клуба любителей культуры была–раскрыть общий смысл поэмы, которая ставит перед читателем вечные вопросы земного бытия, нравственности, будущей загробной участи души.

«Эти вопросы волнуют и будут волновать людей до скончания мировой истории. Но православный христианин не должен рассматривать это великое произведение как богословский источник, как ориентир в духовной жизни, потому что оно написано католиком Данте Алигьери, человеком своей эпохи, своей культуры, своего мировоззрения. Оно в корне отличается от учения святых отцов, от учения Православной Церкви о загробной участи, о грехах, о значении покаяния в жизни христианина и путях спасения. В главных догматах Православия мы не можем опираться на поэму Данте. Воспринимать «Божественную комедию» нужно как гениальное литературное творение, как памятник высокой поэзии, которое выдвинуло итальянского поэта XIV века на одно из первых мест в мировой культуре», — отметил отец Аркадий.

Священник призвал слушателей, прежде чем приступить к изучению «Божественной комедии», вспомнить святоотеческие взгляды на мир, на человека, христианскую нравственность и канонические установления в области духовной жизни, чтобы без повреждения, без искушения читать это величайшее сложное произведение, требующее глубокого погружения в эпоху Средневековья.

На вопрос появилось ли желание у слушателей прочитать гениальное произведение великого поэта и философа Данте Алигьери все участники встречи  ответили утвердительно. Поблагодарив ведущих за глубокий, интересный разговор,   участники встречи  выразили желание продолжить тему христианских мотивов в классической литературе на следующих заседаниях клуба любителей культуры.